Сайт Курушкиной Светланы Александровны

Наш опрос
Вам интересно участвовать в дистанционных олимпиадах?
Всего ответов: 328
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
                    Этот сайт защищен «Site Guard»



Животные картинки

Взаимные превращения жидкостей и газов. Влажность воздуха

 

Цели:

Дидактическая:

  • в результате урока учащиеся должны:
  • знать о процессах взаимного превращения жидкостей и газов, их названия и определения; характеристики влажности воздуха;
  • уметь определять влажность воздуха по показаниям психрометра и психрометрической таблице.

Развивающая:

  • развивать познавательную деятельность учащихся.

Воспитательная:

  • воспитывать интерес к предмету.

Тип урока: урок сообщения новых знаний. Метод урока: учебная лекция с элементами беседы.

Межпредметные связи: биология: экология атмосферы.

Внутрипредметные связи: МКТ: зависимость давления насыщенного пара от температуры.
Оснащение урока – учебник [1], задачник [3], справочный материал.

Литература:

[1].Физика: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений. / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев.-12-е изд.-М.: Просвещение, 2004.

[3]. Сборник задач по физике для 9-10 кл./ А.П.Рымкевич.-М.: Просвещение, 1987.



Опорный конспект для учащихся

 

Испарение - это переход вещества из жидкого состояния в газооб­разное – пар.

Кипение - это переход жидкости в пар, происходящий с образованием в объёме жидкости пузырьков пара.

Насыщенным паром называют пар, находящийся в динамическом равнове­сии со своей жидкостью.

Конденсация водяного пара - это переход водяного пара, содержащегося в воздухе, в жидкое состояние (капли).

Парциальное давление водяного пара р - это давление, которое производил бы водяной пар, если бы все остальные газы отсутствовали

Относительной влажностью воздуха φ называют отношение парциального давления р водяного пара, содержащегося в воздухе при данной температуре, к давлению р0 насыщенного пара при той же температуре, выраженной в процентах:    φ = р100%.

 


Повторим некоторые формулы из пройденных тем: "Основы МКТ газа” и "Температура, и энергия теплового движения”.
Формулы здесь
 Что выражает эта формула? Проверить себя можно здесь

Рассмотрим вопрос: "Взаимные превращения жидкостей и газов”.

  1. Скажите, в каких агрегатных состояниях может находиться вещество?
  2. Присутствие каких газов в воздухе вы можете назвать? (кислород, водород, . . ., пары воды).

Молекулы жидкости движутся беспорядочно. В какой то момент кинетическая энергия некоторых молекул может стать настолько большой, что они могут вылететь из жидкости. Это явление называют испарением.

(Записать) Испарение – это переход вещества из жидкого или твёрдого состояния в газообразное – пар.

Приведите примеры испарения жидкостей и твёрдых тел: вольфрамовая нить накала в лампочке, морозные узоры на стекле окна исчезают, сушка белья.

С повышением температуры интенсивность испарения жидкости увеличивается и, наконец, жидкость начинает кипеть. При кипении внутри жидкости образуются пузырьки пара, которые всплывают на поверхность

(Записать) Кипение – это переход жидкости в пар, происходящий с образованием в объёме жидкости пузырьков пара.

Если сосуд с водой плотно закрыть, то при неизменной температуре наступает момент, когда количество молекул вышедших из воды будет равно числу молекул вернувшихся обратно в жидкость. Т.е., наступит динамическое равновесие между жидкостью и паром.

(Записать) Насыщенным паром называют пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью. Давление насыщенного пара ро от объёма не зависит, а зависит только от температуры: ро = nkT.

При испарении и кипении часть молекул воды может вернуться снова в жидкость (называется процессом конденсации).

(Записать) Конденсация водяного пара – это переход водяного пара, содержащегося в воздухе, в жидкое состояние (капли). Приведите примеры конденсации газа, водяного пара: (на крышке кастрюли при кипении воды образуются капельки воды, дождь, роса, тёмный налёт на внутренней стороне лампочки накаливания, морозные узоры на стекле окна и др.).

Перейдём к изучению второго вопроса.

Влажность воздуха. (Записать)

В воздухе практически всегда имеется некоторое количество водяного пара.

Содержание водяного пара в воздухе, т. е. его влажность, можно характеризовать несколькими величинами – это: парциальное давление водяного пара и относительная влажность воздуха.

(Записать) Парциальное давление водяного пара p. – это давление, которое производил бы водяной пар, если бы все остальные газы отсутствовали.

(Записать) Относительной влажностью воздуха ? называют отношение парциального давления р водяного пара, содержащегося в воздухе при данной температуре, к давлению ро насыщенного пара при той же температуре, выраженное в процентах:

Откройте учебники на стр. 205.  Для измерения относительной влажности воздуха применяют психрометр.   Психрометр состоит из двух термометров. Резервуар одного из них остаётся сухим. Резервуар другого окружён полоской ткани, конец которой опущен в воду. По разности температур сухого и влажного термометров определяют влажность воздуха по специальной психрометрической таблице .

Пример: найти относительную влажность воздуха, если показание сухого термометра tс = 30 оС, а показание влажного термометра tв = 26 оС.

Решение: t = tс – tв = 4 оС. По психрометрической таблице определим относительную влажность воздуха = 73 %.

Подумайте, какое значение имеет влажность воздуха для растительного мира, для животного мира?

Задача. В комнате объёмом V = 120 м3 при t = 15 оС относительная влажность воздуха = 60 %.. Определить массу водяных паров в воздухе комнаты. Давление насыщенных паров po при t = 15 оС равно 12 мм рт. ст.. Молярная масса воды M = 0,018 кг/моль.

Дано:                         

V = 120 м3

t = 15 оС    

φ= 60 %  

pо = 12 мм рт. ст.      

M = 0,018 кг/моль    

m=?                                

СИ

 

 + 273 К

 

12*133,3Па 

Решение.

  

     

 

 


Ответ: 0,92 кг


Для лучшего усвоения темы необходимо просмотреть видеоурок


Другие видеоуроки по школьной программе смотрите на InternetUrok.ru



Для закрепления темы вам необходимо выполнить тест.









Задание на дом:: §72, 73, 74. Упр. 14 (2, 4) – объяснить ответ задачи.

Для контроля знаний вам необходимо выполнить задания на сайте Физика.ру. по теме 07- МКТ.

Проверялкин 07-й Агрегатные превращения

Рассуждалкин 07-5 Насыщенный пар и влажность воздуха

Тестилкин 07-2 Твёрдые, жидкие и газообразные вещества.

Обращаю ваше внимание: количество попыток выполнения не ограничено.Оцениваться результат будет по самой лучшей попытке.

Упр.14 (7) – на "5”.

Так же вам необходимо перейти на стартовую страницу Дистанционные уроки и провести самооценку. Спасибо.

Желаю удачи!


Светлана Александровна Курушкина ©2024